Нахрена козе баян — по мотивам финансового отчета КПРФ

На днях на сайте ЦИК появился финансовый отчет КПРФ за 2017 год, вокруг которого развернулась довольно обширная дискуссия.

Критиковать КПРФ за то, что они как то не так своё бабло тратят, я не стану. Это деньги КПРФ, и если руководство КПРФ так решило, а члены КПРФ не против, то не мне судить.

Я бы хотел высказать своё видение, имея опыт и в бизнесе, и в общественных организациях, о принципах расходования финансов политическими организациям.

Во-первых, если что-то дешевле взять в аренду, то надо брать в аренду.

Если в организации штатно по 8 часов в день трудится 5 человек, и приходит в 99% случаев одномоментно не больше 3 посетителей, то нет никакого смысла брать даже в аренду помещение больше 60-70м2.

Если организация раз в месяц по 2-3 часа проводит собрания на 50 человек, то нет смысла владеть или арендовать помещение, которое их вмещает постоянно, куда эффективнее взять в аренду зал на 50 человек раз в месяц на те самые 2-3 часа, и если количество членов организации увеличится, с легкостью перейти на аренду зала на 70-100-150-500 человек.

Из обсуждаемого отчета КПРФ я вижу, что против этой логики было куплено здание для обкома в Костроме за 15 млн. рублей. Тогда как, судя по видео первомайской демонстрации, членов КПРФ там не больше 300 человек, а судя по сайтам, аренда офиса, подходящего для работы обкома, не дороже 30 тысяч месяц. То есть 15 млн. им бы хватило минимум на 30 лет аренды, периодически снимая зал для собраний в центре города. При этом без необходимости платить имущественный налог, делать ремонт, платить за отопление огромного здания, в котором в 99% случаев лишь несколько человек. Где логика?

Та же ситуация с машинами. Давний френд Юрий Крамольников написал «нам бы на обком микроавтобус». Хочется спросить — нахрена? Сколько времени обком использует машину? Для поездок раз в месяц по региону? Для встречи гостей раз в пол года? Для развоза газет раз в неделю? Для всего этого проще нанять тот же микроавтобус с водителем, когда он нужен, на развоз газет куда дешевле привлечь актив с машинами, причем несколькими, щедро оплатив топливо. А собственная машина — это транспортный налог, ОСАГО, если машина новая, то неплохо бы КАСКО, её надо где-то хранить, она, зараза такая, ломается в неподходящий момент и приходится платить за её ремонт и за аренду дублёра…

Во-вторых, у общественных организаций единственный актив — это активисты.

С точки зрения бизнеса, у меня когда образовались резервы на ИТ-конторе, я купил офис с той лишь целью, что если в будущем дела будут плохи, я всегда смогу сдавать этот офис и получать не меньше чем суммарная пенсия моих родителей. С точки зрения бизнеса абсолютно нормальная логика — вложиться в недвижимость, которая сама по себе редко дешевеет, плюс способна приносить пассивный доход.

У общественных и политических организаций, у КПРФ в частности, я не видел в целях и задачах ничего подобного, и соответственно возникает вопрос — нахрена КПРФ недвижимости более чем на миллиард по балансовой стоимости? Чтобы, когда настанет хана, сдавать в аренду?

Возвращаясь к Костроме, у которой срок окупаемости приобретенного здания для обкома от 30 до 50 лет, куда эффективнее было бы вложить эти же 15 млн в работу организации, увеличив тем самым численность с 300 до 600, к примеру, человек, каждый из которых усилил организацию не только по 100 рублей в месяц взносами, то есть как раз на аренду офиса в 30 тысяч, но главным образом своей работой, которая куда ценнее взносов.

В реальности, если грамотно вложить в Кострому 15 млн. в общественную деятельность — организация получила бы не +300, а минимум +3000 членов и десятки тысяч сторонников, что и является задачей организации.

В-третьих, проекты общественных и политических организаций могут быть частично самоокупаемы.

Вы можете не поверить, но если зайдете на сайт газеты Правда в раздел контакты, там есть телефон рекламного отдела, и зная объем рекламы в данной газете, мне остается лишь надеяться, что отдельной ставки скучающего над этим телефоном сотрудника у них нет.

Примерно та же беда у Красной Линии, на которую КПРФ тратит баснословные деньги — сколько бы господин Афонин не убеждал товарища Зюганова, что этот канал того стоит, и дескать его смотрят чуть ли не 8 млн. человек, абсолютное отсутствие интереса у рекламодателей говорит о том, что аудитории там нет.

Если общественная или политическая организация делает интересную газету или телеканал, ничего зазорного нет в том, чтобы там поставить рекламу, которая в идеале должна не просто окупать расходы на СМИ, но и приносить прибыль, которая бы шла на нужды организации.

Еще один пример самоокупаемости в НКО — юридическая служба, которая, конечно, гражданам помогает всегда и во всем бесплатно, при этом не забывая взыскать с ответчика. Это абсолютно проверенная технология, и даже были стоны РСА (российского союза автостраховщиков), что их разувают автоюристы, 90% из которых работают бесплатно для автолюбителей. Та же схема реализуема в ЖКХ, в профсоюзной деятельности, в вопросах защиты прав потребителей, была бы активность организации.

В-четвертых, если вы политическая организация, то делайте упор на политику — то есть на выборы.

Всем известна проблема муниципального фильтра, который, конечно, является заградительным и должен быть отменен, но опять же по отчету КПРФ я вижу, что на муниципальные выборы в Москве было потрачено около 650 тысяч, в то время как на визуальное оформление съезда КПРФ около 2 млн.

На 1502 мандата выделить 650 тысяч рублей — это в среднем по 400 рублей на мандат… на такие деньги даже хорошего коньяка не купишь, чтобы заблаговременно выпить за провал на выборах.

В-пятых, идиотская традиция брать количеством, а не качеством

Есть прецедент в истории КПРФ и российских выборов, зовут его Денис Парфенов, самый молодой депутат ГД от КПРФ, и я бы сказал весьма толковый перспективный депутат, с которым так получилось (слово повезло в этой ситуации неуместно), что он остался без конкуренции со стороны ЕР на своем округе, и, продав свою квартиру, усилил кампанию и выиграл, второй год живя с родителями и сидя в ипотеке (я не шучу).

Но это редкое исключение из правил. В реальности же попытка «закрыть все участки» оборачивается банальным сливом немалых средств, вместо того, чтобы выработать внутрипартийную процедуру выявления сильнейших кандидатов и бросить все силы на их победу, забив даже на 90% участков. Сделай так КПРФ на мунвыборах в 2017 году, не плакал бы с трибуны Рашкин про непреодолимый мунфильтр, рассказывая про необходимость идти к едросне.