Осторожно — ЯД

Яндекс.Деньги (далее ЯД) активно использую с 2015 года, тогда же сделал к ним карту, после перевыпустил с доставкой на мой заграничный адрес, что в данной истории немаловажно.

Пять дней назад, 12го июля в магазине расплатиться ЯДом не получилось. Бывало такое и раньше по разным причинам, от банальной — кончились деньги, до глюков pos-терминала в нашем сельском магазине, а недавно был глюк у системы MasterCard, так что первоначально не предал глюку особого значения, но на следующий день ситуация повторилась.

Проверил счет ЯД — деньги есть, проверил новости, ни о каких глюках глобальных не сообщалось, равно как и об отключении России от платежных систем. Проверил почту — никаких уведомлений, предупреждений или запросов. Нашел телефон техподдержки, после 10 минутного общения с которой было сообщено, что типа мой кошелек на ЯДе заблокирован.

Примечательно, что ни СМС, ни письма по электронной почте, никакого сообщения в личном кабинете о блокировке не было и нет, и даже при попытке перевести денег другому пользователю ЯД деньги, система пишет про ошибку и просит повторить попытку позже. Предположить, что у Яндекса нет достаточно программистов я не могу, соответственно система намеренно не только не уведомляет, но и скрывает факт блокировки счета. Зачем? Для меня загадка…

По совету девушки из техподдержки пошел искать форму для отправки запроса на их сайте. В разделе помощь написано всё что только можно, разумеется кроме того, что нужно, и искать форму для отправки запроса в данной ситуации нужно в разделе «решение проблем» -> «у меня другая проблема«, и там надо догадаться, что заблокированный счет не имеет отношения к разделам «счета, платежи или банковские карты», а выбирать надо «идентификация и статусы», где появится комбобоксина «Мой кошелек заблокирован«, нажав которую нужно, будучи авторизованным заблокированным юзером сообщить номер кошелька (нахрена?) и текст ошибки (учитвая что её нет). В общем вся суть копания в данном разделе и создания запроса в том, чтобы уведомить ЯД о том, что Вы в курсе, что Вы заблокированы и что Вам это не нравится, никакого другого смысла в этой операции нет.

Два дня от техподдержки ни ответа ни привета, хотя думается мне процедура стандартная и ответ «что делать чтобы разблокировали счет» полагаю типовой. Чуть погуглив нашел статейку на самом ЯДе, где они рассказывают почему блокируют пользователей, суть которой в том, что ЯД вынужден исполнять идиотский 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и как бы смешно не смотрелось отмывание и тем более финансирование терроризма при сумму в 16 тысяч, почитав комментарии к статье, понял, что ЯД под этим же предлогом лихо блокирует «террористические» суммы в 500-1000 рублей.

Барышня из техподдержки обмолвилась, что это вроде как защита клиента при подозрительных транзакциях, но фишка в том, что последние 3 года у меня платежи заграницей в стране и регионе куда ЯД отправляли мне карту, все заходы в личный кабинет с IP этой же страны, при этом сами платежи до безобразия однотипны, одни и те же магазины, заправки, коммуналка, так что никаких аномалий, которые могли бы не понравиться роботу или сотруднику службы безопасности не было.

Изучив комментарии, пришел к выводу, что стандартная процедура для разблокировки счета — это идентификация кошелька. У меня был именной, по упрощенной процедуре, а ЯД хочет в этом случае персонифицированный. Какая связь между подозрительными транзакциями, суммы которых от 1 до 10 тысяч рублей, 115-ФЗ и дополнительной идентификацией, я лично понять не могу.

Осознав куда меня неизбежно пошлет техподдержка, разродившись копипастным ответом, решил прогуляться в раздел «идентификация«. Там на выбор три вариант. Первый — скопировать данные другого кошелька, соответственно не вариант если такового нет. Второй — отправить заявление по почте, заполнив и заверив нотариально, что в моем случае пол дня мороки, нехилая такса консульства за заверку подписи и до месяца ожидания доставки письма. Третий вариант — через их агента, ближайшие из которых от меня в немецком Бремене и в незалежной Одессе, что как бы тоже не сильно обрадовало…

Как программист я естественно задался вопросом, какого черта ЯДу не подключиться к ЕСИА и не получать в 2 клика 100% идентифицированных пользователей ГосУслуг, ну или хотя бы задружиться со Сбербанком, тем более, что Сбер владеет 75% акций ЯДа… По ЕСИА информации не нашел, то ли у Яндекса нет юристов, способных документы оформить для подключения к ГосУслугам, то ли программистов, которые смогли бы разобраться в API ГосУслуг. А вот вариант через Сбербанк, довольно тщательно скрытый у ЯД, всё таки нагуглился.

Оказывается, кроме вышеперечисленных методов есть еще страничка https://money.yandex.ru/id/sberbank на которой, если Вы клиент Сбербанка и к онлайну с ЯДом привязан один номер телефона (а это 90% случаев), нужно лишь нажать кнопку «отправить запрос«, получить СМС от сбера, и отправить ответный код, при этом с карты сбера спишется 10 рублей и они же зачислятся на счет ЯК. То есть абсолютно бесплатный, удобный, быстрый и подходящий для большинства граждан РФ, но по непонятной причине, скрываемый ЯКом в глубине раздела «помощь».

В личном кабинете ЯДа практически сразу появилась вот такая транзакция:

Обещали, что максимум процедура занимает 5 дней, реально получилось чуть больше суток.

Пришло ожидаемое от техподдержки письмо, чудь больше 2 дней потребовалось им чтобы родить предсказуемую отмазку типа:

Расходные операции по вашему кошельку действительно приостановлены — это решение службы безопасности. К сожалению, раскрыть детали не можем (запрещает закон №115-ФЗ). 

Чтобы разблокировать платежи, подтвердите личность. Да, вы уже указывали паспортные данные на сайте, но в нынешней ситуации этого недостаточно: нужна полная идентификация. Проверьте — возможно, вам доступны онлайн-способы: https://money.yandex.ru/id/methods

То есть как я изначально и предполагал, мы Вам кошелек с деньгами заблокировали, а причину не назовем, террорист ли Вы, отмыватель денег, или мы просто ебанутая контора, которая просто пользуется Вашими деньгами — не ваше дело дорогой клиент. И тут же отсылка на ту самую страницу, где либо ебись милый с нотариусом, либо езжай до тех кто нам отстегнет денег, без варианта который я описал выше, при этом сапорт ЯДа даже не видит что все запросы уже сделаны и их советы, особенно в таком варианте мне нафиг не нужны…